Кукла в русской традиции.
Кукла — подобие человека. И именно в силу своего человекоподобия, кукла особое явление в мировой культуре. Интерес к кукле в современном обществе огромен. В куклы играют, куклы наряжают, куклами украшают интерьер. Появился термин «искусство куклы». Художниками-кукольниками разрабатываются различные художественные стили и направления, в которых создаются куклы. Мир кукол огромен. Кукла, как арт-объект, выделена в отдельное направление декоративно-прикладного искусства.
В этом кукольном мире особняком стоит русская традиционная кукла – уникальное явление русской культуры. В поле внимания специалистов она появляется в конце XIX века. Во второй половине двадцатого века получили развитие научные представления о семантике русской традиционной куклы.
Известно, что основа русской традиционной куклы – столбообразная конструкция, выполненная из различных материалов: дерева, материи, соломы. И знаменует эта основа мужское начало, зарождение жизни. Знаменует эта основа мужское начало, зарождение жизни. И «увидела» это в конструкции русской куклы российский исследователь Галина Львовна Дайн.
А вот представлена эта форма образом женщины, так же, выраженным достаточно условно, максимально упрощённо. Не нарисовано лицо, часто без рук, подчёркнута грудь, лоскут на юбку, платок. Образ лаконичен и строг. Но не остаётся сомнений в смысловом содержании русской традиционной куклы. Закрывающий волосы плат определяет нам «замужний» статус, пышная грудь выражает материнское начало, «безликость» свидетельствует о понимании куклы как вместилище магической силы, обращение с которой требует определённой «техники безопасности». Нет сомнений, перед нами Богиня, Великая Мать, Мать-Земля – дарующая жизнь, богиня материнского начала и плодородия. Объединение двух стихий – мужской, сотворившей твердь земную и твердь небесную, и женской, наполняющей сотворённое жизнью, передаёт нам пониманиежизнеустройства нашими далёкими прародителями. Так поэтично они осознавали этот мир.
Как видим и воспринимаем наш мир мы? Или мир настолько изменился, что воспетое во всех древнейших культурах божественное, созидательное единство мужчины и женщины не имеет уже такой значимости и ценности? И ещё. Имеем ли мы право пренебрежительно относиться к своей культуре? А по сути, к себе?
Автор Хихлова Марина Владимировна.